Вопросы и ответы
Аноним     30.10.2013
Вопрос: Каким образом регулируется вопрос по организации и проведению собраний граждан?
Ответ: В настоящее время законодательством Республики Беларусь регламентирована процедура проведения собраний, которые могут являться весьма действенным средством влияния граждан на принятие экологически значимых решений по конкретным видам деятельности и в области принятия планов, программ.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О республиканских и местных собраниях» от 12 июля 2000 г. № 411-З участники собраний вправе обсуждать вопросы республиканского и местного значения, вносить по ним предложения или принимать рекомендации по вопросам государственной и общественной жизни в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Республиканские и местные собрания вправе обращаться с предложениями к Президенту Республики Беларусь, в Национальное собрание Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, другие государственные органы, а также общественные объединения и иные организации.
Местные собрания могут проводиться на территории административно-территориальной единицы или ее части (микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, поселков, сел и т.п.). К компетенции местных собраний, в частности, относится рассмотрение проектов планов развития и застройки соответствующих территорий, рационального использования природных ресурсов и д.р. Местные собрания правомочны, если в них принимают участие не менее 25 процентов граждан, достигших восемнадцати лет и постоянно проживающих на соответствующей территории, или не менее двух третей уполномоченных участвовать в местном собрании.
Местные собрания созываются по мере необходимости местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами или органами территориального общественного самоуправления. Местные собрания могут созываться также по инициативе не менее 10 процентов граждан, постоянно проживающих на соответствующей территории.
Для подготовки проведения местного собрания местным Советом депутатов, исполнительными и распорядительными органами, органами территориального общественного самоуправления или гражданами может создаваться инициативная группа или образовываться организационный комитет.
Решение о созыве местного собрания, нормах представительства и порядке избрания уполномоченных для участия в местном собрании оформляется протоколом заседания организационного комитета или инициативной группы и доводится до сведения граждан, проживающих на соответствующей территории, не позднее чем за 15 дней до проведения местного собрания с указанием времени, места его проведения и вопросов, выносимых для обсуждения.
Решения местного собрания принимаются простым большинством голосов его участников. Порядок голосования устанавливается собранием, при этом голосование может быть открытым или тайным. Решения местного собрания оформляются протоколом. Протокол подписывается председателем и секретарем собрания. К протоколу собрания прилагается список его участников.
Собрание вправе обращаться в государственные органы, на предприятия, в организации, учреждения и объединения, которые обязаны в установленном порядке рассмотреть эти обращения и о принятых по ним решениях информировать граждан, проживающих на соответствующей территории.
Аноним     08.07.2013
Вопрос: Меня интересует вопрос: какие существуют процедуры вступления в ряды общественных инспекторов Гродненской областной инспекции охраны животного и растительного мира и Гродненского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды? Какие документы необходимы для получения удостоверения общественного инспектора? Какими правами и обязанностями обладают общественные инспекторы? Какие полномочия есть у общественных инспекторов?
Ответ: С 26 июля 2013 г. вступило в силу Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 июня 2013 г. № 504 «О некоторых вопросах охраны окружающей среды и природопользования», которым утверждено Положению о порядке деятельности общественных экологов (далее – Положение). Вместо ранее существующих общественных инспекторов охраны природы введено новое понятие общественных экологов. Удостоверения лиц, которые являются общественными инспекторами охраны природы, подлежат обмену в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления на удостоверение общественного эколога по заявлению общественного инспектора охраны природы, поданному в соответствующий областной (Минский городской) комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 151-1 Закона Республики Беларусь об охране окружающей среды» от 26 ноября 1992 г. № 1982-XІІ, общественными экологами могут быть дееспособные граждане Республики Беларусь, изъявившие желание добровольно и безвозмездно оказывать содействие Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальным органам в осуществлении деятельности по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
Общественные экологи имеют право:
оказывать содействие Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальным органам в проведении природоохранных мероприятий;
участвовать в распространении экологической информации;
оказывать содействие Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальным органам в пропаганде и воспитании у граждан бережного отношения к природе, повышении их экологической культуры.
Законодательством Республики Беларусь могут быть определены и иные права общественных экологов.
Общественные экологи обязаны:
знать законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов и соблюдать его требования;
сообщать о фактах нарушения законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальные органы;
отчитываться о проделанной работе перед территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальные органы:
организуют работу общественных экологов;
организуют работу по обучению общественных экологов;
обеспечивают общественных экологов экологической информацией;
осуществляют контроль за работой общественных экологов, оценивают их работу и разрабатывают мероприятия по повышению ее эффективности;
обеспечивают безопасность общественных экологов при проведении природоохранных мероприятий.
Согласно Положению граждане Республики Беларусь зачисляются в состав общественных экологов приказом председателя областного (Минского городского) комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды по представлению начальников структурных подразделений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, областных (Минского городского) комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды, начальников городских и районных инспекций природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее – начальники структурных подразделений).
Пунктом 5 Положения предусмотрено, что после изучения деловых и моральных качеств кандидата в общественные экологи начальник структурного подразделения представляет председателю областного (Минского городского) комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды для зачисления в состав общественных экологов:
- заявление кандидата в общественные экологи;
- представление в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения, в котором указывается, какими знаниями и опытом в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов обладает кандидат в общественные экологи;
- характеристику с места работы (обучения) или места жительства;
- две фотографии 3 х 4 см (цветные).
На каждого общественного эколога заводится регистрационная карточка и выдается удостоверение сроком действия на три года с правом продления.
Продление срока действия удостоверения общественного эколога производится в порядке, установленном для выдачи такого удостоверения.
Для продления срока действия указанного удостоверения общественный эколог представляет отчет о проделанной работе.
Общественные экологи оказывают содействие Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальным органам в свободное от обучения или работы время.
Не допускается поручать общественным экологам самостоятельное производство действий, составляющих исключительную компетенцию должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Запрещается знакомить общественных экологов с документами ограниченного распространения.
Таким образом, если Вы хотите вступить в ряды общественных экологов, вам необходимо:
1. Обратиться в территориальный орган Минприроды (в г. Гродно – Гродненский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды) по месту жительства и написать заявление кандидата в общественные экологи.
2. Предоставить: характеристику с места работы (обучения) или места жительства; две фотографии 3 х 4 (цветные).
Роман, житель г.Гродно     26.12.2012
Вопрос: По какой причине государственный орган может отказать в предоставлении экологической информации?

Ответ: В статье 4 Орхусской конвенции приведен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых может быть отказано в предоставлении экологической информации. Однако, в соответствии с положениями Статей 3.5 и 3.6 конвенции, государства не обязаны использовать все основания, перечисленные в конвенции, в своем национальном законодательстве: они могут выбрать несколько оснований или вообще отказаться от их использования.

Эти основания следующие:

1. государственный орган не располагает запрашиваемой экологической информацией,

2. запрос о предоставлении экологической информации является необоснованным или сформулирован в слишком общем виде,

3. просьба о предоставлении экологической информации касается материалов, находящихся на заключительном этапе их подготовки, или внутренней переписки государственных органов, когда такое исключение предусматривается национальным законодательством или сложившейся практикой,

4. информация содержится во внутренних документах государственных органов,

5. разглашение экологической информации негативно скажется на чьих-либо законных интересах:
* соблюдения конфиденциальности внутреннего делопроизводства государственных органов,
* государства в области международных отношений, обороны страны или государственной безопасности,
* субъектов в области отправления правосудия,
* соблюдения коммерческой тайны,
* обеспечения защиты права интеллектуальной собственности,
* обеспечения конфиденциальности личных данных,
* обеспечения конфиденциальности информации, предоставленной третьей стороной,
* обеспечения конфиденциальности информации о редких биологических видах.

Следует отметить, что в соответствии с положениями конвенции государственный орган, отказывая в предоставлении экологической информации, обязан в отказе указать конкретную причину отказа.

В соответствии со ст. 4.6 конвенции во всех случаях, когда государственный орган считает определенную информацию секретной, он должен, отделить такой блок информации от частей, не являющихся секретными, и предоставить запросившему лицу все оставшиеся несекретные части информации.
Дарья     21.12.2012
Вопрос: Предъявляются ли какие-либо требования к содержанию обращения о получении экологической информации, которое направляется в государственный орган?
Ответ: Запрос экологической информации в соответствии со статьей 74-6 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» должен содержать: сведения об обладателе экологической информации (наименование государственного органа или иной государственной организации, другого юридического лица, фамилия, имя, отчество должностного лица или индивидуального предпринимателя); сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и место жительства гражданина, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, его регистрационный номер и наименование регистрирующего органа, наименование и место нахождения юридического лица); описание запрашиваемой экологической информации, позволяющее определить ее объем и состав; указание на форму предоставления экологической информации. Заявление о предоставлении экологической информации регистрируется обладателем экологической информации в день его получения.
Отношения в области удовлетворения обращений граждан регулируются Законом «Об обращениях граждан». Регламентирован также порядок ведения делопроизводства по обращениям граждан, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 1 октября 1996г. На основе указанного нормативного акта в каждом министерстве и ведомстве разрабатывается и утверждается собственное положение (порядок) ведения делопроизводства по обращениям граждан.
Орхусская Конвенция формулирует общие принципы, которыми необходимо руководствоваться:
- общественности должна предоставляться вся экологическая информация, сбор которой ведется, кроме той, которая принадлежит к исключениям по причине конфиденциальности (секретности)
- доступ к экологической информации должен предоставляться без необходимости формулировать причины, вызвавшие интерес к ней, то есть без необходимости формулировать свою заинтересованность в получении информации;
- в большинстве случаев, доступ к экологической информации должен предоставляться в той форме, в которой он был запрошен;
- государственные органы должны обеспечить получение информационных запросов теми органами, которых они касаются;
- доступ к экологической информации должен предоставляться как можно скорее (не позднее чем в течение одного месяца с момента получения запроса);
- государственные органы должны обеспечить, чтобы не подпадающая под исключения информация была выделена из конфиденциальной и обнародована;
- отказ в предоставлении информации по запросу должен предоставляться в письменном виде, в нем должны быть указаны причины отказа.
Страница
Отправьте свое сообщение
Имя
e-mail
Сообщение